Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ДОРОГЕ

С самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и учреждение  дошкольного образования, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие организации.

Одной из самых актуальных на сегодняшний день проблем является сохранение жизни и здоровья детей. Задача взрослого состоит в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, знакомить с правилами безопасности, готовить его к встрече с различными сложностями, а порой и с опасными жизненными ситуациями.

С каждым годом проблема  детского травматизма становится острее. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире в результате дорожно-транспортных происшествий погибают около 1,3 млн. человек (каждый пятый из них - ребёнок), свыше 50 млн. человек получают травмы и увечья. Дорожно-транспортный травматизм входит в число трёх главных причин смертности людей в возрасте от 5 до 44 лет, что требует выработки общей стратегии и принятия совместных мер по повышению безопасности на автомобильных дорогах.

Нашу действительность невозможно представить без транспортных средств. Дети встречаются с машинами постоянно и повсюду: во дворе дома, по дороге в гости или учреждение образования. Им приходится следить за движением автомобилей не только на большой дороге, где есть знаки, разметка, светофор, но и во дворах многоквартирных домов.

С ранних лет ребёнок должен усвоить, что дорога несёт потенциальную опасность, которой можно избежать, если соблюдать правила, быть дисциплинированным и внимательным. Задача взрослого развить в малыше понимание опасности, которую несёт в себе автомобильный мир.

Безопасность воспитанников - это не заучивание правил, а формирование безопасного образа жизни, где они учатся правильно существовать в огромном мире, познавая его, избегать опасностей, а не провоцировать их. Поэтому очень важно, чтобы с раннего детства у ребёнка формировались навыки безопасного поведения. Наш детский сад углубленно работает над организацией разносторонней деятельности воспитанников, направленной на формирование основ безопасности жизнедеятельности.

Цель: сформировать у детей  дошкольного возраста навыки безопасного поведения на дорогах через разнообразные формы работы, используя эффективные методы и приёмы.

Во время пути к достижению цели важно не навредить воспитанникам, а сделать так, чтобы шёл процесс их развития. Только тогда труд воспитателя дошкольного образования будет не напрасен и принесёт радость.

Задачи:

- сформировать у детей дошкольного возраста представления о правилах безопасности на дороге, сознательное и ответственное отношение к соблюдению правил дорожного движения;

- развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретной ситуации и построению адекватного безопасного поведения;

- воспитывать в детях грамотных пешеходов;

- создать предметно-развивающую среду для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;

- расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.

Для достижения поставленной цели педагогический коллектив опирается на следующие принципы:

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже усвоенное в предыдущем);

- доступность (усложнение материала происходит с учётом возрастных особенностей детей);

- включение в деятельность (игровую, познавательно-практическую, художественную и др. виды);

- динамичность (интеграция задач в различные виды деятельности);

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);

- возрастная адресность (одно и то же содержание используется для работы в разных  группах с усложнениями соответствующими возрастным особенностям);

- преемственность (взаимодействие с ребёнком в условиях учреждения дошкольного образования, семьи).

Данные принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Формирование представлений о правилах безопасного поведения на дороге в учреждении дошкольного образования осуществляется по двум направлениям:

- работа с воспитанниками в специально-организованной и нерегламентированной деятельности;

- информирование родителей.

Для повышения эффективности педагогической системы в формировании основ безопасности на дороге составлен перспективный план работы 

В группах создана предметно-развивающая среда, включающая в себя:

- макет для игры по соблюдению правил дорожного движения «Улицы города»;

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры (дорожные знаки, экипировка регулировщика, нагрудные знаки-автомобили, различные виды машин);

- дидактические игры;

- библиотеку с подобранной по теме литературе: «Дядя Стёпа» С. Михалков, «Автомобиль» Н. Носов, «Машины на нашей улице» М. Ильин, «Азбука безопасности» О. Бедарев, «Про правила дорожного движения» С. Волков, «Скверная история» С. Михалков, Н. Калинина «Как ребята переходили улицу» А. Дорохов, «Влиятельная палочка» Б. Житков,  а также материалы, взятые из источников интернета.

Особый интерес у воспитанников вызвал просмотр мультфильмов по данной тематике: «По дороге со смешариками», «Уроки тётушки Совы», «Аркадий Паровозов спешит на помощь».

Обучение правилам дорожного движения, поведения на улице проводится непосредственно и в специально-организованной деятельности. Наиболее результативными оказались интегрированные занятия, на которых дети лучше и быстрее воспринимали и усваивали информацию, активно обсуждали проблемные ситуации, принимали на себя роль того или иного героя.

Эффективной формой ознакомления детей с основами безопасности является игра. Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребёнка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых. Например, в сюжетно-ролевой игре «Регулировщик» у детей формируется умение самостоятельно мыслить, разбираться в полученной ситуации и принимать конкретные решения. Детей старшего возраста привлекают спортивные игры с элементами соревнования. Дидактические игры, соответствующие тематике, включаются как в занятия, так и в другие виды нерегламентированной деятельности.

Ещё С. Бранте сказал: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример ему».

Большую роль в поведении детей на улице играет положительный пример взрослых. Даже незначительные нарушения правил поведения на улице, допущенные родителями, могут повлиять на ребёнка самым негативным образом.

В учреждении дошкольного образования определены задачи по работе с семьями воспитанников: расширение знаний родителей о психофизических и возрастных особенностях ребёнка данного возраста, его поведения в окружающей среде; воспитание чувства ответственности, внимания, наблюдательности, осторожного обращения с ребёнком; формирование представлений о наиболее частых, типичных ситуациях в жизни детей данного возраста.

Решение задач было направлено на подачу знаний о несоблюдении правил дорожной грамотности, ставших причиной несчастных случаев; обучение детей правилам дорожного движения; формирование у родителей ответственности за ребёнка; на основе личного примера воспитание грамотного и дисциплинированного участника дорожного движения 

При взаимодействии с семьями используются следующие формы работы:

- анкетирование родителей «Осторожно дорога!»;

- родительское собрание с участием работника ГАИ «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»;

- открытые просмотры;

- консультации «Безопасность детей - в наших руках», «Что такое фликер, и для чего он необходим?»;

- подборка игр по изучению правил дорожного движения: «Умные машины», «Правила дорожных неприятностей»;

- совместная деятельность: совместное участие в выставке рисунков на тему «Я - пешеход».

Большое внимание уделяю работе с педагогическими кадрами в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, провожу консультации, семинары-практикумы, мастер-класс ).

Таким образом, формирование основ безопасности на дороге - это кропотливая, каждодневная работа учреждения дошкольного образования и семьи.

Материал доступен и может быть использован воспитателями дошкольного  образования, музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания учреждений дошкольного образования. Он будет способствовать осознанию детьми и родителями основ безопасности, идей установления сотрудничества педагога с семьями воспитанников.