Воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста в современных условиях

Дошкольный возраст – это важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре, накапливается эмоционально наполненный опыт взаимодействия с природным и социальным окружением. Ведь первые представления об окружающем мире формируются с ранних лет, и происходит это прежде всего в процессе ознакомления с традициями своей социальной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Необходимо прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Эффективность работы по гражданско-патриотическому воспитанию определяют взаимопонимание и взаимоподдержка всех участников образовательных отношений. В нашем учреждении дошкольного образования гражданско-патриотическое воспитание основывается на системной передаче ребёнку исторического и социального опыта белорусского народа, воспитания уважения к государственным символам страны.

С целью создания условий для гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста,  повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации образовательного процесса по направлению деятельности, распространения эффективного педагогического опыта работы, в 2020 году в детском саду № 2 организована деятельность ресурсного центра. В состав ресурсного центра входит творческая группа профессиональных педагогов, которая системно и плодотворно работает в этом направлении: разработаны перспективные планы по теме, конспекты занятий (игр), сценарии развлечений, физкультурных досугов и других мероприятий. В своей работе мы особое внимание уделяем формированию у воспитанников представлений о малой родине, ее истории, культуре, природе, потому что уверенны: чем более содержательными будут представления о своем крае, его жителях, традициях, тем более эффективно будет решаться задача воспитания гражданина-патриота. Мы обеспечиваем условия для того, чтобы воспитанники прикоснулись к истории своей Родины, как можно больше увидели, научились рассуждать, делать выводы.Этому содействуют экскурсии и тематические прогулки.Вместе с родителями, педагогами воспитанники принимают активное участие в акциях.Неповторимую природную среду Браславщины максимально полезно используем во время прогулок для расширения впечатлений воспитанников о природе родного края, развития познавательного интереса. Свои впечатления воспитанники передают в рисунках и аппликациях. Лучшие работы становятся очередными страницами виртуального фотоальбома «Моя малая родина».Должное внимание уделяем созданию развивающей предметно-пространственной среды, способствующей возникновению интереса к родной культуре.Постоянно ищем новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые наиболее эффективно решают образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы стал для нас метод интеллект-карт. Творческой группой педагогических работников разработаны консультации, памятки, буклеты для педагогов, родителей. Для работы с воспитанниками интересны игровые задания цикла «Моя родная сторона».В нашем детском саду разработана сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство «ВО!КРУГ БРАСЛАВА»», которая обогащает социальный опыт, воспитывает у детей важные качества белорусов: гостеприимство, отзывчивость, доброжелательность, гордость за Родину. Во время игры воспитанники с удовольствием выполняют роль экскурсоводов, представляют познавательный буклет «5 причин посетить Браславщину», рассказывают «гостям» о своей малой родине: возникновении ее названия, гербе, достопримечательностях и др.Не менее важным является  приобщение родителей к ознакомлению детей с родным краем, историей своей страны, оказания помощи в осознании себя неотъемлемой частью Родины, гражданином Республики Беларусь. Правильная организация совместной деятельности с родителями для ознакомления с символикой, традициями, социальными и природными объектами родного города содействует гармонизации детско-родительских взаимоотношений и укреплению здоровья. На интернет-сайте учреждения дошкольного образования для родителей размещён маршрут выходного дня.Использование информационной площадки мобильный Месенджер Вайбер, социальных сетей ВКонтакте, Instagram, открыло возможность оперативно получать обратную связь от родителей.Формирование у воспитанников интереса к прошлому и современному, культуре и традициям своей малой родины – это основательный фундамент для дальнейшей работы по воспитанию национального самосознания и патриотизма. Давайте помнить об этом и личным примером показывать, что значит любить свою Родину.