Роль воспитателя на физкультурных занятиях в детском саду

Для того, чтобы физкультурное занятие прошло эффективно необходимы слаженные действия руководителя физического воспитания и воспитателя. Так как воспитатель является активным участником образовательного процесса на физкультурном занятии, то воспитателю необходимо самому знать методику обучения движениям, общеразвивающим упражнениям, особенности выполнения движения, технику выполнения, педагогические требования при обучении.

       Воспитателю следует накануне физкультурного занятия: ознакомиться с его содержанием, обговорить с руководителем физического воспитания организационные моменты, обговорить расстановку оборудования. При ознакомление детей с новыми общеразвивающими упражнениям, руководитель физического воспитания показывает, как правильно выполнять упражнение, а воспитатель следит за правильностью выполнения задания и при необходимости помогает ребенку действием – направляет, поддерживает. Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в звеньях, то руководитель физического воспитания контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель – в задних. Существуют разные способы организации детей во время обучения движения: фронтальный, групповой, индивидуальный, посменный, поточный. При использовании группового способа организации обучения,руководитель физического воспитания занимается с одной группой, а воспитатель с другой. При организации поточного способа воспитатель и руководитель физического воспитания делят «станции» между собой и следят на них за качеством выполнения упражнений. Также воспитатель оказывает помощь при размещении оборудования, его уборке.

       При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и д.т. воспитатели должны оказывать посильную помощь. Конечно, организует и проводит мероприятие специалист. Задача воспитателя - помогать руководителю физического воспитания, осуществлять страховку детей, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми.  К педагогу предъявляются те же требования, что и к детям: обязательное наличие физкультурной формы и соответствующей обуви. Это позволит воспитателю быть свободным в движениях, благодаря чему он сможет включиться в занятие. Например, в ходе вводной части занятия физической культурой воспитатель может вместе с детьми под руководством специалиста выполнить запланированные виды ходьбы и бега.  В основной части занятия физической культурой, во время выполнения общеразвивающих упражнений, дети должны усвоить показанное руководителем физического воспитания движение и действовать в соответствии с образцом так же ловко и технически правильно. Функция воспитателя на данном этапе - оказание индивидуальной помощи ребенку, который в ней нуждается. Педагог может помочь ему принять правильное исходное положение или исправить неверно выполненное движение.  Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, чтобы оказать ему в нужный момент помощь. 

       Во время проведения подвижных игр воспитатель, как и руководитель физического воспитания, должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с детьми слова, если они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой детей, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.  В заключительной части занятия физической культурой при подведении специалистом итогов воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось. 

      После совместного проведения занятия деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок). Следуя рекомендациям руководителя физического воспитания, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных детей.  Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с руководителем физического воспитания организует в группах и на территории ДОУ развивающую двигательную среду, при этом учитываются возрастные особенности детей и их интересы.